Rambler's Top100

Нормирование образования отходов производства и потребления (Проект НООЛР)

В соответствии Закона РФ «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица (природопользователи) при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами (обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы…), обязаны разрабатывать Проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Основная цель Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (Проекта НООЛР) – установление объема размещения отходов на определенных объектах, сроков временного накопления на территории организации и других условий, обеспечивающих охрану окружающей природной среды с учетом утвержденных лимитов размещения отходов и характеристик объектов для размещения отходов.

Для разработки проекта НООЛР организация или специальные предприятия - разработчики проводят инвентаризацию источников накопления отходов. В ходе инвентаризации определяются основные виды деятельности предприятия и пути образования отходов, а также площадки временного накопления отходов и проверяется их соответствие санитарным нормам, так как существуют определенные требования к местам хранения и накопления для каждого вида (например, ТБО должны храниться на открытой асфальтированной площадке, огороженной с 3-х сторон в специальном бункере-накопителе ТБО). Далее составляется перечень необходимой исходно - разрешительной документации для разработки проекта. В проекте НООЛР учитываются общие сведения о предприятии, сведения об арендаторах, характеристика организации как источника образования отходов, проводится расчет и обоснование объемов временного накопления отходов и периодичности их вывоза, определение класса опасности и мест их хранения, характеристика установок по переработке отходов, определяется степень экологического риска предприятия и в завершении приводятся мероприятия по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды.

В состав проекта НООЛР, исходя из категории предприятия входят следующие разделы:

Аннотация содержит сведения о количестве и массе образующихся на предприятии отходов с указанием класса опасности, общее количество площадок временного накопления отходов (открытых, закрытых, информацию о планируемых мероприятиях в области обращения с отходами.

Во Введении приводится перечень всех основных документов, на основании которых разработан проект и основание для проведения работ по нормированию предельного размещения отходов на предприятии.

В разделе Общие сведения о предприятии указываются реквизиты предприятия - природопользователя, основной вид деятельности, а также характеристика плана территории предприятия.

В разделе Характеристика предприятия как источника образования отходов приводится характеристика производства, поступление сырья и материалов, получаемая продукция, образующиеся при этом отходы.

Раздел Порядок обращения с отходами содержит сведения о местах хранения отходов и методах их утилизации.

Раздел Характеристика мест временного размещения отходов составляется по результатам инвентаризации. В табличной форме приводятся данные об отходах и местах их хранения, а также карта - схема территории предприятия с указанием всех мест временного размещения отходов.

В разделе Перечень, характеристика и масса отходов производства и потребления, подлежащих размещению приводится форма Приложения 6 к «Временным правилам …», являющаяся необходимой для предоставления на согласования.

В разделе Обоснование норм образования и лимитов накопления отходов производятся расчеты образования отходов предприятия и анализ полученных данных на соответствие нормативам. Вся информация заносится в форму Приложения 6.

Раздел Сведения о противоаварийных мероприятиях содержит справочные данные о методах ликвидации последствий возможных на предприятии аварийных ситуаций.

В разделе Мероприятия по снижению влияния отходов, образующихся у предприятия, на состояние окружающей среды содержатся рекомендации по уменьшению экологической нагрузки на окружающую природную среду, возможному снижению экологических платежей и соблюдению природоохранного законодательства РФ.

Раздел Перечень и количество размещаемых отходов представлен в виде сводной таблицы, где указаны сведения об отходах, количествах их образования и объектах конечного размещения.

На основании данного проекта НООЛР природопользователь обязан оформлять Разрешение на размещение отходов, выдаваемое территориальным органом Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ).

В данном Разрешении устанавливается объем (масса) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Прием от природопользователя отходов на размещение без наличия у него соответствующего Разрешения запрещен. При размещении отходов без соответствующего Разрешения территориальные органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ) вправе предъявить природопользователю исковые претензии. 

Должностные лица и граждане, учреждения, организации и предприятия независимо от форм собственности, виновные в нарушении экологических требований законодательства Российской Федерации, выразившемся в осуществлении деятельности по обращению с отходами без разрешения, получении и передаче отходов без оформленной в установленном порядке документации, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке. В соответствии ст. 8.2. «Несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (№ 195 ФЗ – 2001 г.) "несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа … на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда".

Выдержки из законодательных актов РФ 
Закон РФ «Об отходах производства и потребления» (№ 89-ФЗ – 1998 г.)
Ст. 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:…
обращение с отходами – деятельность, в процессе которой образуются отходы…
- размещение отходов – хранение … отходов;
- лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов …;
Ст. 11. Требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов
Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:…
- разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;…
Ст. 18. Нормирование в области обращения с отходами
1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
… 3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
… 5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Временные правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в РФ (Минприроды РФ 1994 г.)
1. Общие положения
1.1. Правила распространяются на предприятия, объединения, организации, учреждения, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, физических лиц, а также на иностранных юридических и физических лиц (далее именуются - природопользователи), осуществляющих любые виды деятельности на территории РФ, в результате которых образуются, … складируются … отходы производства и потребления.
1.2. Правила предназначены для регулирования отношений между исполнительными органами власти, природопользователями и специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды и охватывают все виды деятельности, связанные с образованием,… хранением … отходов…
2. Экологические требования по обращению с отходами производства и потребления
2.1. Природопользователь обязан:
- … оформлять разрешение на размещение отходов независимо от того, на собственном объекте размещаются отходы или арендованном.
3. Нормирование размещения отходов производства и потребления
3.1. С целью обеспечения экологических требований законодательства РФ для природопользователей устанавливаются предельные нормы на образование и размещение отходов… 
… 3.5. Природопользователь обязан разрабатывать и представлять для утверждения в территориальный орган Минприроды России согласованные с территориальным органом Госсанэпиднадзора России проекты нормативов предельного размещения отходов …
4. Порядок установления лимитов размещения отходов производства и потребления
… 4.2. В соответствии с Постановлением Правительства РФ … лимиты размещения отходов устанавливают место их размещения, предельные размеры выделяемой площади (объемов отходов) для складирования и захоронения, способы и условия размещения отходов и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей природной среды и условия жизни населения.
4.3. Лимит размещения отходов - это объем (масса) отходов, который допускается размещать в установленный период времени. Он определяется исходя из норм расхода сырья и материалов с учетом планируемого объема производства продукции, за вычетом планового объема (массы) отходов, используемых в качестве сырья и материалов в соответствии с программами по использованию отходов, или переданных сторонним природопользователям в качестве сырья и материалов, с учетом мероприятий по сокращению объемов (массы) образования отходов и возможности экологически приемлемого размещения отходов данного наименования.
… 4.5. … Обеспечение согласования и утверждения лимита размещения отходов вменяется в обязанность природопользователя.
4.6. Для установления лимитов размещения отходов природопользователь должен представить на согласование и утверждение … результаты расчетов проектов лимитов и планы мероприятий по их достижению.
5. Порядок выдачи разрешений на размещение отходов производства и потребления
5.1. Выдача природопользователю разрешений на размещение отходов на специально предназначенных для этого объектах производится территориальным органом Минприроды России по типовой форме.
5.2. В разрешении устанавливается объем (масса) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека. Количество отходов, разрешенное к размещению, устанавливается с учетом утвержденных природопользователю лимитов размещения отходов, планов мероприятий по их достижению и характеристики объектов для размещения отходов.
6. Экологический контроль в системе обращения с отходами
6.10. Прием от природопользователя отходов на размещение без наличия у него соответствующего разрешения запрещен ...
6.12. … при размещении отходов без соответствующего разрешения территориальные органы Минприроды России вправе предъявить природопользователю исковые претензии, руководствуясь действующим законодательством.
7. Административная ответственность за несоблюдение требований обращения с отходами
7.1. Должностные лица и граждане, учреждения, организации и предприятия независимо от организационно - правовой формы, виновные в нарушении экологических требований законодательства Российской Федерации, выразившемся в:
- осуществлении деятельности по обращению с отходами без разрешения;
- получении и передаче отходов без оформленной в установленном порядке документации;
- отказе в предоставлении или представлении неполной, искаженной документации (информации) по обращению с отходами; … подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке …
Кодекс РФ об административных правонарушениях (№ 195 ФЗ – 2001 г.). 
Ст. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. 
Несоблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа … на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
РО Фонд содействия экологической безопасности
Единая консалтинговая линия 933-3144
Контакт - сайт www.ecogorod.ru
E-mail: ecofund@co.ru
 
Hosted by uCoz